| #Sun_Ra | #Happy_Birthday |
«Музыка – не часть нашей планеты. Она – дух ее. Она – счастье. Большинство музыкантов играют земные вещи, что делает их раздраженными и несчастными. Эти раздражение и несчастье вползают в их музыку. Те же у кого есть мечта видят больше. Проснись, слушай, твори» (с). Сан Ра
22-го мая 1914-го с планеты Сатурн прибыл на Землю некто Герман Пул Блаунт — одна из самых спорных фигур в современном джазе, с детства получивший прозвище «Sonny», переросшее в творческий псевдоним Sun Ra.
Его называют и «отцом фри-джаза», и «великим шарлатаном». Сан Ра всю жизнь стремился оставаться загадкой для окружающих, тщательно скрывал свое имя, день рождения, выдавал себя за человека Вселенной, а свою музыку называл искусством Вселенной.
«Нынешний век – век космоса.
Он наступил за веком Земли.
Он ведет нас по другой дороге,
Он неподвластен тяжелым веригам гравитации.
Это космический век,
Он хлещет Землю своей неуемной и вечной энергией.
Готовься к путешествию!
Тебя ждет Живая Мудрость Чистой судьбы.
Как счастливое дитя,
Ты вырвешься из слепящих оков,
Оглянешься вокруг
И увидишь бесконечное пространство Космоса»...
Вот так, в духе средневековых утопистов, неумелой, но страстной поэзией провозглашал свою космическую идею один из самых странных, ярких, необычных и мощных музыкантов прошлого века. Он записал свыше двухсот альбомов, выступал по всему миру, в некоторых его концертах принимали участи свыше ста музыкантов, а один из таких концертов он устроил на знаменитых египетских пирамидах в Гизе. В 60-е годы ему было уже за 50, но он стал пионером в использовании электронных синтезаторов. Всю жизнь он провозглашал себя носителем космической вселенской идеи. Музыка, биография, профессиональная карьера – все в нем необычно, неординарно, как будто и на самом деле, он, как утверждал, был пришельцем из космоса.
На самом деле Герман Санни Блаунт – так его нарекли родители при рождении 22 мая 1914-го года – рос в бедной негритянской семье в Бирмингеме, штат Алабама – том самом американском юге, где вовсю цвела сегрегация, и расизм был настолько укоренен в сознании и черных и белых, что и слова такого никто не употреблял. На десятую годовщину, как он любил говорить, его «прибытия на планету», ему подарили пианино, и, как любой негрятянский музыкант, он начинал с блюзов и спиричуэлсов. Много лет спустя он вернулся к этой музыке и создал не сразу узнаваемые, уже пропитанные авангардным духом, но пронзительные и грустные версии классического St. Louis Blues и спиричуэла Sometimes I Feel Like A Motherless Child.
Безусловный самородок, он быстро освоил инструмент. С присущей ему любовью к мистификациям утверждал даже, что и ноты научился читать самостоятельно. По окончании школы, уже будучи страстным любителем и коллекционером только появлявшихся тогда джазовых пластинок, он год проучился на музыкальном факультете университета в Алабаме. В 1934-м году он стал лидером собственного Sonny Blount Band. Репертуар строился на композициях и аранжировках классиков популярного тогда свинга – Джимми Лансфорда, Дюка Эллингтона и особенно обожаемого им Флетчера Хендерсона.
Никаких записей вполне провинциального и вторичного Sonny Blount Band, конечно же, не сохранилось. Но зато на склоне лет, в 80-е годы, Сан Ра настигнула ностальгия и он записал с Arkestra много любимых в молодости пьес. Был в их числе и ее Yeah Man – типично горячий свинговый номер, первая композиция, аранжировку которой молодой Санни снял с только вышедшей тогда пластинки оркестра Флетчера Хендерсона.
Отсидев в 1942-м году несколько недель в тюрьме за отказ служить в армии, после войны Санни Блаунт, как и миллионы его чернокожих соплеменников с юга, подался на север – в Чикаго. Там ему даже удалось поработать в оркестре кумира его юности Флетчера Хендерсона, какое-то время он играл в трио с двумя уже тогда джазовыми гигантами - саксофонистом Коулменом Хокинсом и скрипачом Стаффом Смитом. И к этому периоду он вернулся – в самой последней, сделанной им в 1992-м году записи в квартете со скрипачом Билли Бэнгом, барабанщиком Эндрю Сириллом и контрабасистом Джоном Ором Tribute to Stuff Smith.
Пройдя в конце 40-х, начале 50-х через сначала тяжёлую депрессию, а затем приобщившись к одной из появившихся тогда в Чикаго групп черных националистов, где поиск африканских корней сочетался с оккультизмом, Санни Блаунт наконец-то нашел себя. Он провозгласил, что является не землянином, а пришельцем с Сатурна, что он отправлен на Землю как Посланник Космоса, призванный принести землянам слово Творца. 20 октября 1952-го года он официально поменял свое имя и стал именоваться Сан Ра – именем, в котором английское слово Sun – солнце - сочетается с именем египетского бога Солнца Ра. Тогда и свой оркестр он стал писать через букву А – Arkestra. В слове этом опять же таки дважды – в начале и в конце - спрятано имя Ра. Одна из первых дошедших до нас композиций нового Arkestra – записанная в 1957-м году композиция Saturn.
Впрочем музыку тогда посланник с Сатурна играл ещё совершенно земную – вполне характерный для конца 50-х хард-боп. Тогда же Сан Ра основал свой лейбл Saturn, на котором практически в домашних условиях издавал пластинки оркестра. Пластинки эти были по большей части синглами-сорокапятками, издавались тиражом 75 экземпляров, музыканты от руки раскрашивали обложки и продавали их на концертах.
На рубеже 50-х и 60-х сформировался золотой состав оркестра – с саксофонистами Джоном Гилмором, Пэтом Патриком и Маршаллом Алленом, контрабасистом Ронни Бойкинсом и тромбонистом Джулианом Пристером. Сформировался и внешний облик – блестящие костюмы пришельцев из космоса, раскрашенные лица, ритуальные движения и танцы. И, наконец, появилась новая музыка!
Сан Ра миновал традиционный фри-джаз и, опередив считающихся вместе с ним основоположниками нового джаза Колтрейна, Коулмена и Тейлора, шагнул сразу в авангард. И хоть к концу жизни он немного смирил свой радикализм – появилиcь любимые с юности стандарты, мелодии из фильмов Диснея, даже веселая удалая танцевальность – таким запомнили его те счастливцы, которым удалось увидеть великого музыканта на склоне лет...